Прошло 47 лет с тех пор, как русский фильм удостоился престижной премии «Золотой Глобус», и вот этот приз вручен «Левиафану». Но российские политики и церковь требуют запретить картину к прокату, а молодежь, посмотревшая фильм благодаря пиратским копиями, обещает оплатить из своего кармана билеты на сеансы для всех желающих.
Трудно вспомнить фильм, книгу или другое культурное событие, спровоцировавшее такую же бурную реакцию в России, как фильм «Левиафан», удостоившийся премии «Золотой Глобус» в номинации «лучший иностранный фильм». Пожалуй, такую же реакцию спровоцировал «панк-молебен» девушек из Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве, завершившейся тюремным заключением для участниц. «Многим этот фильм не понравится, но им придется выслушать его», — написала газета «Правда». Но в последние дни в России стараются запретить прокат картины, повествующей о безнадежной борьбе простого человека в маленьком удаленном городке против священников и чиновников, вознамерившихся присвоить его имущество.
Сторонниками запрета запланированного на февраль проката фильма в кинотеатрах России выступают церковные организации. Под шквалом критики с их стороны оказался и актер Валерий Гришко, сыгравший в «Левиафане» коррумпированного священника. Церковные круги в Самаре, где Гришко руководит государственным театром, потребовали от властей уволить его. По их словам, его роль в этом фильме стала «грязной и циничной пародией на духовенство».
Это всего лишь второй случай в истории, когда русский фильм получает награду «Золотой Глобус». Первым лауреатом престижной награды стала эпопея «Война и мир» в 1968 году. Несмотря на очевидный успех, российские телеканалы постарались не придавать особого значения получению престижной премии и в репортаже сообщили об этом только после рассказа о нарядах кинозвезд на церемонии. Это выглядело довольно странно с учетом обычных патриотических репортажей о любых российских достижениях на международных конкурсах.
На фоне с известием о выдвижении «Левиафана» на соискание «Оскара» министр культуры России Владимир Мединский начал обсуждать законопроект о запрете проката фильмов, которые причиняют ущерб российскому имиджу в мире. Законопроект был разработан в связи с «Левиафаном». И хотя эту инициативу отвергли, судьба проката фильма остается под вопросом, и Мединский не скрывает своего отрицательного отношения к этой картине. После показа фильма на кинофестивале в Каннах министр культуры сказал, что, по его мнению, государство не должно финансировать кино, снятое по принципу «Рашка-говняшка».
Другие противники фильма не беспокоятся об ущербе, причиненном имиджу России в мире. Они говорят, что транслируемая кинокартиной безнадежность повлияет на русских. «Весь смысл сводится к такому показу и мраку, который деморализует и парализует. А в условиях нынешней ситуации, на мой взгляд, это носит антинациональный характер», — так высказался о фильме лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов. Критики сравнили «Левиафана» с волной реалистичного кино в 1980-х годах, когда советский кинематограф показывал фильмы об изнасилованиях, проституции и наркомании. «В свое время мы быстро устали от этого жанра, и за пределами России тоже никто не хотел больше смотреть такие фильмы», — написал писатель и либеральный интеллектуал Дмитрий Быков. По его словам, через тридцать лет кино снова потрясло россиян. По его мнению, сегодня многие считают, что, хотя холодная вода вот-вот поглотит «Титаник», оркестр продолжать играть веселую музыку, и демонстрация неприглядных сторон жизни считается прорывом. Хотя «Левиафан» выйдет в прокат только в феврале, многие уже посмотрели пиратскую версию. В ходе бурных дискуссий в российских СМИ критики не скрывали, что видели именно пиратскую копию, и основывали на ней свое мнение.
Одновременно после появления пиратской копии многие выступили в защиту фильма. Так, в интернете образовалась группа, члены которой после просмотра решили купить билеты другим людям, когда фильм выйдет в прокат или внести свою лепту в его коммерческое распространение. Возможно, популярность связана с тем, что главный герой картины — простой рабочий, не интересующийся политикой и не собирающийся эмигрировать на Запад или хотя бы просто переехать в Москву. Жизнь героев фильма, матерящихся и пьющих водку, чтобы легче переносить трудности, крайне непохожа на быт и борьбу противников власти в крупных городах. Эти оппозиционеры у многих русских вызывают только презрение.
Режиссер «Левиафана» Андрей Звягинцев не осуждает тех, кто смотрел пиратскую копию фильма, и говорит, что тронут поддержкой интернет-пользователей. «Это удивительно и неожиданно», — сказал он в одном из интервью российскому телевидению. — «В интернете есть сообщество, готовое покупать билеты другим зрителям. Значит, фильм пробрал их до глубины души. Я надеюсь, что зритель пойдет смотреть фильм, избавившись от мусора, которым его кормят, и сам решит, похожа картина на его родину или нет».
Комментарии