«Сплин» начал европейский тур в поддержку нового альбома «Ключ к шифру». Первые концерты состоялись в Германии, а затем «Сплин» поедет по России. Новый диск того стоит. Впервые группа записывалась на своей домашней студии, и можно было не спешить. В итоге «Ключ к шифру» получился одним из самых долгих в дискографии группы (не считая двойника «Резонанс», части 1 и части 2). И, пожалуй, наиболее интересным по звуку, мысли и аранжировочным идеям.
В «Ключе к шифру» есть даже сэмплы из музыки The Doors, мелодическая линия Второго концерта Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром (в треке «Череп и кости»), и даже готические хоралы Средневековья в одной из лучших композиций диска — «Реквием», посвященной памяти матери Александра Васильева. Есть и удивительные многоголосья: для того, чтобы записать «Земля уходит из-под ног», лидеру группы пришлось петь три варианта этой песни, а потом еще и шесть партий бэк вокала — где выше, где ниже — которые тоже добавили ей драматизма и фатальности. А название песни — «Нам, мудрецам», — прямая цитата из «Гамлета» Шекспира…
При этом самые частые слова этого альбома: «жизнь» (встречается — 9 раз), «смерть» — 11, Бог — три… Александр Васильев теперь, резюмируя многоплановость диска, назвал Бога «таким классным мужиком», а затем пояснил, что в песнях он показывает разные взгляды: «Есть песня «Нам, мудрецам», в которой подразумевается история Моисея. И есть «Череп и кости» (с удивительными строчками: «Проложи мне маршрут, в общем, сделай что-нибудь/ Чтобы выйти из леса и дом найти / Господи, позвони мне хоть раз на сотовый/ Чтобы я убедился, что ты в сети…»). Но мне близки оба взгляда. Мы же живем и днем и ночью. А, значит, способны воспринимать две разные, полярные точки зрения…»
И в самом альбоме тоже хватает полярности: он построен как книга. Начинается с песни-вступления — хоровой мантры «Медный грош» и заканчивается эпилогом — «Череп и кости», где и накапливается многая мудрость и лета «Сплина» — сомнения, смятения и надежды, которые и составляют встревоженную суть главных эмоций диска. И в середине — как в книге — увлекательные истории, разные сюжетные линии. В целом, о том же: «…Чтобы выйти из леса и дом найти…»
А музыкально 15 новых песен (а еще одна 16-я, пока еще не выбрана группой для «подарочного издания») — продолжение давней стратегической линии «Сплина» на интуитивно точный баланс между шаманскими треками, фактически мантрами и «заговорами на утихание крови» (принципиально, как еще на диске «Альтависта» рубежа «нулевых» — без хуковых припевов). Это треки «Пирамиды», «Земля уходит из-под ног», «Нам, мудрецам», «Небесный хор»… А другая сторона баланса — будущие радио-хиты, которым снова будет подпевать 170-тысячная аудитория «Нашествия». И других замечательных рок-фестивалей, вроде «Дикой мяты» или «Чернозема» (на всех этих open-air «Сплин» побывал в этом году).
Только песен, которым сразу же, очевидно, начнут подпевать, на этом диске уже больше: «Храм», «Джа играет джаз», «Путь на Восток», «Окраины»… Причем, последний трек на 6 минут звучания — вторжение на территорию рэпа и неочевидный авто-плагиат трека «Шахматы» с предыдущего альбома «Резонанс. Часть 2». Зато с явной иронией — еще одним даром Васильева, который он включает не часто, зато очень уместно и умело — и в «Гандболе», и в «Ай Лов Ю!» из первой части «Резонанса».
Хотя, кажется, главный «ключ к шифру», задуманный Васильевым, это все-таки — сомнения и душа…
Комментарии