Наиболее весомое мнение высказал заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Славкин.
— Мы до этого практически не говорили на эту деликатную тему, — объявила ведущая и передала слово представителю академической лингвистики.
Славкин, к удивлению присутствующих, заявил, что мат (который ученые включают в более широкое понятие обсценной лексики) является частью национального русского языка.
Функцию подобной лексики преподаватель определил как «весьма эмоциональную». По его словам, просторечия и самый низкий пласт просторечий – нецензурную лексику люди используют, когда находятся в ситуации резкого эмоционального изменения: «У нас улицы сейчас скользкие. Поскользнулся, упал…» («Упс», — вставляет слово-заменитель ведущая, забывая о том, что в России предлагают бороться с чрезмерными иностранными заимствованиями).
В то же время Владимир Савкин призвал разделить эмоции и использование мата с целью «шокировать окружающую публику», «эпатировать тем, что они (ругающиеся) могут принародно эту лексику использовать».
— Они могут послать кого-то в известное путешествие, но это не для выражения эмоций, а для речевого самоутверждения.
Филолог уверен, что попытки запретить бытовой повседневный мат законодательным путем успеха иметь не будут, но сохранять культуру речи в СМИ необходимо – но на эту тему закон был принят много лет назад.
А что касается литературы, то там непечатные слова могут «обслуживать некий художественный замысел», и это опять-таки профессиональному лингвисту не кажется зазорным.
В РПЦ, конечно же, против брани выступают на 100%.Священник Александр Волков, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», обозначил церковную точку зрения: мат называется сквернословием и прямо называется грехом, одним из существенных и заметных, с которым каждому христианину нужно бороться:
— Представители высшей школы говорят об этом как о выходе за пределы нормы русского языка, но то, в чем Церковь видит грех, является составляющей духовной жизни. Сквернословие – это что пачкает человека, или то, чем пачкает он человека, к которому обращается.
«Как лечить эту духовную болезнь – церковь знает», — говорит священник. Но обсуждать эту проблему он призвал у исповедального аналоя, а не на общественных площадках.
Комментарии