Наше искусство понесло еще одну невосполнимую потерю: не стало народной артистки России Ирины Скобцевой.
Кадр из научно-фантастического фильма режиссера Григория Рошаля «Суд сумасшедших». Артистка Ирина Скобцева в роли Сузи Хаггер. Киностудия «Мосфильм», 1961 год.Фото: А. Аракелян / РИА Новости
…1955-й год, в кино идет период «малокартинья», когда считалось, что «лучше меньше, да лучше». Меньше — получалось, лучше — не всегда, и когда на экраны страны вышел фильм Сергея Юткевича «Отелло» — экранизация шекспировской трагедии, это стало чуть ли не национальным праздником. Отелло играл Сергей Бондарчук, а в роли Дездемоны впервые явилась зрителям девушка неземной, воздушной красоты, сражавшая нежной хрупкостью и совершенно ангельским голосом. Через много десятилетий на фестивале «Кинотавр» ее увенчают почетным призом «За трепетность таланта и чарующую женственность» — чудесным образом эти качества Ирина Скобцева сохраняла до самой смерти в 93 года.
При таких внешних данных молодую выпускницу Школы-студии МХАТа в любом случае стали бы снимать наперебой — наше кино как раз приходило в себя после «малокартинья», и актрисы такого уровня были весьма востребованы: советский человек на экране должен быть красивым — совершенно серьезно требовала партия. Но у Ирины Скобцевой, в дополнение к ослепительной красоте, был большой многогранный талант, позволявший ей появляться в фильмах самых разных жанров. Включая даже комедию, где проявилось ее редчайшее в актерской среде качество — юмор тонкий, как бы пастельный, исторгавший в зале не хохот, а улыбки. Она снялась в комедиях Эльдара Рязанова («Зигзаг удачи», где ее героиню «исключили из кассы взаимной помощи»), Георгия Данелии (в роли врача-психиатра из фильма «Тридцать три») и в колоритной роли «дамы с зонтиком» в одном из ярчайших фильмов оттепельной поры «Я шагаю по Москве». Это были снайперски точные попадания: два-три неуловимых штриха — и возникал образ, запоминавшийся на годы.
Она играла фантастику в «Молчании доктора Ивенса», коварных иностранных агентесс с жестким взглядом («Тайник у Красных камней», «Пятьдесят на пятьдесят»), знаменитую певицу и педагога в музыкальной мелодраме «Ты мой восторг, мое мученье…». Никогда не была спесивой и не отказывалась от маленьких ролей, своим талантом и своим присутствием делая их большими — таковы Хозяйка корчмы из «Бориса Годунова» Сергея Бондарчука, консервативная мать главной героини в «Зависти богов» Владимира Меньшова или Бабушка в фантастическом фильме своего сына Федора Бондарчука «Обитаемый остров».
Ей повезло иметь дело с лучшими мастерами нашего кино и театра — было у кого учиться, с кем творчески соревноваться. Она играла рядом с великой Серафимой Бирман в экранизации пьесы Леонида Леонова «Обыкновенный человек», снималась с Василием Меркурьевым в «Сереже», Анатолием Кторовым, Вячеславом Тихоновым, Олегом Табаковым, Василием Лановым в «Войне и мире», Андреем Поповым, Лидией Сухаревской и Михаилом Названовым в «Поединке» по Куприну, где сыграла главную роль Шурочки. Словно рожденная для ролей светских львиц, она замечательно воплотила образ простой русской женщины, потерявшей на войне мужа и в послевоенной разрухе вырастившей троих детей — это был фильм Бориса Барнета «Аннушка». Но и светским героиням отчаянно везло оттого, что в нашем кино была такая актриса: среди ее самых незабываемых, эффектнейших ролей — Элен Курагина в «Войне и мире», Герцогиня в «Белых ночах», Баронесса в «Человеке в штатском», Графиня («Степь» Сергея Бондарчука» по Чехову), графиня Панина (советско-итальянские «Красные колокола»)…
Ирине Скобцевой было уже за восемьдесят, когда она сыграла свою последнюю главную роль в исторической драме «Золото» по сценарию Олега Богаева на Свердловской киностудии. Ее последнее появление на экране относится к 2016 году — это была небольшая роль в детективе «Опасные каникулы».
Большая актриса ушла, но ее талант продолжается в кинематографической династии, начало которой дал ее семейный союз с великим Сергеем Бондарчуком: в кино успешно работает Федор Бондарчук, успешно снимается Константин Крюков. Актерский дар и немеркнущая красота Ирины Скобцевой останутся в нашей памяти как одна из самых светлых глав истории российского кино.
Комментарии