Закончена 90-я гонка за премиями Американской киноакадемии. Торжественная церемония в Лос-Анджелесе завершилась победой сказки Гильермо дель Торо «Форма воды», выигравшей призы в 4 номинациях из 13.
Для наблюдателей в России главной интригой церемонии было, конечно, участие в гонке фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», вошедшего в пятерку номинантов. Это вторая попытка режиссера взять кинематографический Олимп: два года назад академики предпочли его «Левиафану» польскую «Иду», теперь «Нелюбовь» уступила чилийской «Фантастической женщине». Политического расчета здесь, я уверен, нет. Фильм Себастьяна Лелио с актрисой-трангендером Даниэлой Вегой в роли героини-трансгендера Марины уже награждался «Серебряным медведем» в Берлине и в последние дни перед «Оскаром» во всех прогнозах вышел на первое место: он близок настроениям в мировом сообществе своим призывом сочувствовать даже таким реальным человеческим драмам, которые обычно шокируют непросвещенного обывателя.
Тема терпимости к «нетрадиционному» справедливо считается в цивилизованном мире принципиально важной. Это обстоятельство сыграло свою роль и в составе номинированных картин, среди которых были такие нестандартные романтические истории, как «Назови меня своим именем», и в итоговом выборе академиков. Но это не компромисс, не скидка «на тему»: в художественном отношении «Фантастическая женщина» — фильм весьма сильный, так что это победа достойного соперника. Да и сам статус оскаровского номинанта всегда рассматривался как знак высокого признания — не забудем: это была пятерка лучших.
А вот в художественной обоснованности триумфа «Формы воды» многие сомневаются. По этому поводу есть неполиткорректный анекдот, который я слышал по ту сторону океана: хочешь получить «Оскара» — сними фильм о безнадежной любви глухонемой чернокожей лесбиянки из нижних слоев общества. Такое ощущение, что этот злой анекдот дель Торо воплотил в реальность: в фильме фигурируют немая уборщица, ее чернокожая подруга, пожилой одинокий гей и зеленое пупырчатое чудище из аквариума, поедающее кошек и взыскующее любви. Наличествуют также злокозненные советские шпионы с кошмарным русским языком.
Формально фильм отвечает требованиям момента — как бы отстаивает право на любовь хоть зеленого цвета, право быть личностью, мечтать и за мечту бороться. Но он плоско, неубедительно придуман, сыгран и собран, хотя и снабжен отличной музыкой Александра Деспла, законно получившей своего «Оскара». И когда это неказистое творение получает сразу две главных награды, включая приз за режиссуру, хочется спросить: а на какой минуте фильма можно ее, режиссуру, найти?
Нелепость ситуации особенно разительна, если вспомнить о соперниках дель Торо. В девятке претендентов на статус лучшего фильма были такие серьезные картины, как «Секретное досье» Стивена Спилберга, «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона, «Дюнкерк» Кристофера Нолана или «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха. Их гуманистический месседж не декорирован под стандартную голливудскую сказку и погружен в реальное время, реальные социальные или исторические обстоятельства, в круг вполне актуальных забот и проблем. Но часть из них получила второстепенные награды, а часть была вообще проигнорирована. В таком контексте победа «Формы воды» говорит только о том, что с художественными критериями в современном кино беда: компьютерные игры успели вытеснить искусство даже из сознания самих кинотворцов.
Конечно, вся история премий Американской киноакадемии изобилует несообразностями, когда их первейшие лауреаты забывались уже через год-другой, а такие титаны мирового кино, как Чарльз Чаплин, Орсон Уэллс, Альфред Хичкок или Стенли Кубрик никогда не получали «Оскара» за режиссуру. В прошлом году довольно слабый мюзикл «Ла-ла-лэнд» неожиданно вызвал взрыв ликования и едва не стал лучшим фильмом года. Но нынешняя юбилейная церемония «Оскара» перекрыла и этот печальный казус и войдет в историю кино как самая помпезная по декору, но одна из самых курьезных по результатам.
Остальные лауреаты 90-го «Оскара» в главных номинациях:
Лучшая актриса (главная роль) — Фрэнсис Макдорманд («Три билборда…»)
Лучший актер (главная роль) — Гэри Олдман («Темные времена»)
Женская роль второго плана — Эллисон Дженни («Тоня против всех»)
Мужская роль второго плана — Сэм Рокуэлл («Три билборда…)
Оригинальный сценарий — «Прочь»
Адаптированный сценарий — «Назови меня своим именем»
Лучшая работа оператора — Роджер Дикинс («Бегущий по лезвию 2049»)
Лучшая работа художника — Джеффри А. Мелвин («Форма воды»)
Лучшая музыка — Александр Деспла («Форма воды»)
Монтаж, монтаж звука, сведение звука — «Дюнкерк»
Костюмы — «Призрачная нить»
Грим — «Темные времена»
Визуальные эффекты — «Бегущий по лезвию 2049»
Анимационный фильм — «Тайна Коко»
Документальный фильм — «Икар»
Комментарии