Музей Москвы открывает выставку, посвященную 100-летию плана ГОЭЛРО. Она рассказывает о том, как электрификация страны отразилась в разных видах искусства — кино, архитектуре, музыке.
В 1920 году автор фразы «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» приехал на открытие одной деревенской электростанции. Именно после этого события в газетах лампочку накаливания не совсем справедливо стали называть «лампочкой Ильича». В основу плана ГОЭРЛо по электрификации страны были положены проекты, разработанные еще в императорской России. Тем не менее, именно в советское время электричество пришло в каждый дом, а заодно оставило яркий след в советском искусстве.
Александра Селиванова, куратор выставки: «Художники, как и литераторы, поэты, они задумались о новом искусстве, которое будет соответствовать новому времени. Электрический город — это совсем не тот, что город XIX века. И это другие скорости, это совершенно другое освещение».
В основном произведения были частью огромной пропагандисткой кампании, в которой использовался весь рекламный набор, хорошо знакомый и сегодня: от заказных фильмов, в создании которых принимали участие именитые режиссёры, например, Дзига Вертов, до вот таких образцов ткани на тему электрификации деревни. Впрочем, некоторые художники и писатели искренне пытались осмыслить и интерпретировать в своих работах искусственный свет. Отдельный раздел выставки посвящён архитектуре. Конструктивисты и тут придумали особый язык. Самым ярким примером можно считать ДнепроГЭС, построенный в 30-е годы по проекту братьев архитекторов Александра и Виктора Весниных.
«Сверхмощная машина для производства электричества. И это очень яркий с архитектурной точки зрения конструктивистский проект, который моментально стал публиковаться в СМИ, в газетах, в книгах. То есть он стал, действительно, символом электрификации», — отметила Александра Селиванова.
На этом снимке на фоне ДнепроГЭСа позирует американский строитель гидросооружений Хью Линкольн Купер, который был приглашен советским правительством консультантом по инженерной части. А это Александр Винтер и Глеб Кржижановский — творцы электрификации с советской стороны. В 37-38 годах многие из принимавших участие в осуществлении плана ГОЭЛРО были репрессированы.
«Рязанов Федор, который только отсидел, все остальные расстреляны в 37 году. Кирпичников Виктор — один из ключевых энергетиков, который разрабатывал вместе с Кржижановским, Классоном».
План по электрификации страны вызвал к жизни ещё одно необычное явление на стыке науки и музыки. Это терменвокс, музыкальный инструмент, придуманный в 20-е годы Львом Терменом. Исполнитель управляет электромагнитным полем вокруг двух антенн. Сегодня потомки Льва Термена создали школу по обучению игры на терменвоксе, правда, сделанного немцами. В России этот инструмент пока только пытаются внедрить в серийное производство.
Комментарии