5 апреля – 5 номинаций. На фестивале «Золотая маска» наступило время Гамлета. В борьбу за главную национальную театральную премию вступает постановка Льва Додина. В перспективе она может получить «Маску» как лучший драматический спектакль большой формы, работа режиссера, мужская и женская роли, а также мужская роль второго плана. Малый драматический театр – Театр Европы представляет двухчасовое сочинение для сцены по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру и Борису Пастернаку.
«Неприлично режиссеру, прожив жизнь, не поставить ни разу «Гамлета». Пришлось как-то выходить из положения», − шутит с журналистами Лев Додин и тут же уже серьезно признается, что всегда внутренне «Гамлету» сопротивлялся, не связывались концы с концами в пьесе Шекспира.
«Постепенно складывался круг размышлений, может быть, не столько разбираясь в пьесе «Гамлет», сколько пытаясь разобраться в явлении Гамлета, гамлетизма, в том, как мы к нему относимся. Это в общем уже давно перестало быть просто пьесой. Это стало такой, если говорить умные слова, мифологемой», − поясняет режиссер, художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин.
Знают ли творящие зло о том, что творят зло? Здоровы ли они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет человеческими поступками: желание поступить так или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из людей, творя то, что творит, – по-своему Гамлет? Примерно такой круг вопросов исследует режиссер-философ Лев Додин в своем «Гамлете», которому отказался давать какие-либо уточняющие подзаголовки.
«Почему Гамлет традиционно великий гуманист, при том, что за ним – шлейф, не малый шлейф крови. Почему человек, принесший свет в мир, как считали, традиционно в русской культуре, а все заканчивается тем, что сцена завалена трупами, во всяком случае, у Шекспира. Вот мы как-то в этом пытались разобраться», – добавляет Лев Додин.
Спектакль длится всего два часа. Персонажей тоже – меньше, все сосредоточено в главных героях. Вместе с мастером его звездная команда: Ксения Раппопорт в роли Гертруды, Данила Козловский – Гамлет, Лиза Боярская – Офелия, Сергей Курышев – Горацио. Трое из них – номинанты «Маски».
Черно-белая сценография от Александра Боровского разбавлена красными цветовыми акцентами, как пятнами крови. Не стремясь представить Гамлета абсолютным злом, перевернув традиционное о нем представление, Додин подчеркивает дуализм любой человеческой натуры, забывать о котором не стоит. Портрет на футболке, которую носит Гамлет, наглядно эту мысль иллюстрирует.
Комментарии