Яркий образец московского модерна, дом, который считается у почитателей Михаила Булгакова одним из наиболее вероятных «претендентов» на звание особняка Маргариты. Творение Льва Кекушева на Поварской реставрируется.
Если в каком-нибудь из московских особняков вы встретили изображение льва, скорее всего, этот дом построил Кекушев. В одном из таких сейчас находится Посольство Новой Зеландии. Правда, львов пришлось укрыть от пыли и грязи. Одно из самых красивых московских зданий в стиле модерн реставрируется впервые за сто лет.
О его существовании никто не догадывался. Витраж обнаружили только в ходе научной реставрации. Так же как и скрытый элемент старинной колонны.
«Эта полуколонна, которая всегда существовала в таком виде, на поверку оказалась полноценной колонной», — отметил главный архитектор ГлавУпДК при МИД России Георгий Орлов.
Стену уберут, чтобы вернуть особняку первоначальный вид. Это главная задача реставраторов. Идет борьба за каждый подлинный сантиметр стен, потолка и барельефов. «То, что он очень любил скульптуру и не боялся ее применять, не боялся создавать удивительные объемы, перетекающие один в другой, говорят о нем, как о смелом человеке, который знал, на что он идет», — объяснил архитектор-реставратор Алексей Очнев.
Архитектор Лев Кекушев мог позволить себе не только эксперименты, но даже, эпатаж. Его фантазию никто не сковывал рамками: Кекушев одним из первых в России делал особняки «под ключ» — то есть, не для конкретного заказчика, а для условного будущего владельца.
С особняка Миндовского — он назван так по фамилии первого владельца — началась история московского модерна. В 1924 году сюда заселились дипломаты из Швеции, в семидесятых — из Новой Зеландии. Правда, застать особняк в первозданном виде им не удалось. В годы революции здание, как и многие другие в Москве, пострадало.
После революции 1917 года, когда все особняки были национализирваны, богатое убранство считалось излишеством, при советской власти эта подлинную глазурованную плитка 1904 года просто была покрыта газетами, здесь даже есть дата — 1921 год , а сверху — обычными обоями. Правда, такая участь все же миновала этот витраж, он украшает зимний сад уже на протяжении 113-ти лет.
Кекушев строил на века. Сохранилось 90 процентов бревенчатого пола — он был основой под паркет. И барельфы над парадной лестницей, сделанные на основе древнегреческого сюжета.
«Здесь мы обнаружили под ранними слоями краски серебро, подлинная отделка и подлинный замысел автора архитектора Льва Кекушева», — отметил архитектор Георгий Орлов.
На скульптурных фризах запечатлена панафинейская процессия — праздник в античных Афинах. О древней Греции в скором времени будет напоминать и фасад особняка. На свое законное место вернется богиня Аврора, венчавшая карниз здания в 1904 году.
Комментарии