Даже самые маленькие зрители не покинули зал, пока не прозвучала последняя нота: хотя этого можно было ожидать, учитывая продолжительность двухактной постановки — более двух часов. Да и в самом произведении Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в наше время все больше находят «взрослого» материала. Стихи Сергея Плотова (либретто Сергея Плотова и Андрея Семенова) со сложными диалогами тоже не облегчили ситуацию, например, ария Карабаса-Барабаса (исполнитель роли Андрей Триллер) наполнена драматизмом и больше напоминает повествование.
— Одно время была тенденция, когда считалось, что для детей надо писать сильно проще, элементарно. Мне кажется, этого недостаточно, с детьми надо разговаривать, как со взрослыми, — говорит композитор и дирижер-постановщик оперы Андрей Семенов. — Современные дети перегружены информацией, часто негативной. А театр может это исправить, показывая страшное, несовершенное, тем самым воспитывая ребенка, давая понять, что есть черное и белое, добро и зло.
И все же яркая и красочная постановка, запоминающаяся музыка сделали свое дело. Юных и взрослых зрителей увлек сказочный мир: и вот уже они подпевают артистам, хлопают в такт, подсказывают Буратино, кидают монетки попрошайке Лисе Алисе. В этом заслуга всей постановочной команды и артистов. Помогало и личное присутствие композитора, который в течение трех месяцев работы над спектаклем не раз приезжал в Новосибирск и занимался индивидуально с каждым артистом.
— Ремарки, которые автор музыки вкладывает в произведение, никто, как он сам, не может объяснить. Поэтому огромное счастье работать с композитором, но это и большая ответственность, — призналась исполнительница роли Лисы Алисы Ирина Новикова.
— Музыка простая для восприятия, но сосредоточенная и серьезная. В целом постановка заряжает оптимизмом, в ней много юмора, доброты, — делится впечатлениями Галина Петкевич (сопрано), исполнившая в премьерном спектакле роль Буратино. — Я вообще по жизни шалунишка, и образ Буратино пришелся кстати. Он наделен такими качествами, как доброта, наивность, смелость, умение быстро принимать решения, всегда приходить на помощь друзьям. Мне это по душе.
«Необыкновенные приключения Буратино» — продолжение детского проекта в НОВАТе (ранее были поставлены «Терем-теремок», «Красная шапочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Кот в сапогах», «Морозко» и другие) и первое обращение к одной из самых любимых детских книг — сказке Алексея Толстого. Идейный вдохновитель проекта, главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев в новом спектакле синтезировал оперную и кинематографическую эстетику, добавив демократические элементы. Но авторы подчеркивают — «это опера», которую мог сделать только такой коллектив, как НОВАТ (Андрей Семенов написал музыку несколько лет назад, за постановку оперы брались разные театры, но по разным причинам они срывались. — прим. «РГ»).
— Мы хотели вести диалог с разными поколениями зрителей — с современными детьми, для которых зрелищный видеоконтент стал одним из важнейших инструментов познания мира, и со взрослыми, которые вновь смогут вернуться в детство и вспомнить большое искусство советского кинематографа, — отмечает режиссер-постановщик. — Вместе с композитором Андреем Семеновым, который выступает дирижером-постановщиком, мы проделали грандиозную работу. Музыка говорит об искренности, детстве, красоте.
Вячеслав Стародубцев, в конце марта 2023 года назначенный и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, важную роль отводит детскому хору НОВАТа, с которым много работает режиссер, хореограф, актер театра и кино Сергей Захарин
Комментарии