Новая постпред США при ООН Никки Хейли в своем первом выступлении раскритиковала позицию России по Украине. Ее речь на заседании СБ ООН по Украине в четверг вызвала интерес еще и потому, что в сущности стала первым развернутым заявлением представителя новой администрации Дональда Трампа по кризису в Донбассе.
По мнению Хейли, «плачевная ситуация на Украине требует четкого и сильного осуждения действий России». Она пустила в ход расхожие штампы предыдущей администрации, бездоказательно обвинив РФ в «интервенции» и даже «оккупации» восточной части Украины, называя представителей непризнанных республик «сепаратистами». Дипломат также утверждала, что «санкции, введенные в связи с Крымом, останутся в силе до тех пор, пока Россия не вернет контроль над полуостровом Украине». При этом она все же упомянула, что США «хотят лучших отношений с Россией».
Напомним, что в последние несколько дней резко обострился конфликт на востоке Украины. Стороны возлагают друг на друга ответственность за срыв перемирия и попытки наступления на позиции на линии соприкосновения.
Как бы там ни было, очевидно, что администрация Петра Порошенко старается максимально использовать обострение в Донбассе чтобы вновь привлечь к Украине внимание Запада. В первую очередь, нового президента США. Заседание СБ ООН было созвано именно по инициативе украинской стороны. Ушедшая администрация Барака Обамы баловала вниманием своих ставленников в Киеве. Уже бывший вице-президент Джозеф Байден, по его собственному выражению, звонил украинскому президенту чаще, чем собственной жене.
А теперь с инаугурации Трампа прошло уже почти две недели, но Порошенко из Белого дома больше никто не звонит. По крайней мере, судя по пресс-релизам администрации США. Да и если бы такие контакты были, в Киеве не преминули бы о них рассказать. Никто не выражает Украине привычной поддержки с подиумов в Белом доме и госдепартаменте. Никто о ней, собственно говоря, вообще не вспоминает — Трамп, как и обещал, с головой окунулся в решение внутренних проблем США, параллельно выделяя время для переговоров с ключевыми на его взгляд государствами. В том числе уже состоялся первый телефонный разговор президентов России и США, который получил положительную оценку с обеих сторон. А вот Порошенко с новым президентом США обстоятельно пока не разговаривал, хотя и утверждал, что собирается встретиться с ним уже в феврале.
Заявления Хейли — определенный успех для Украины. Киеву удалось наконец-то «раскрутить» новую администрацию на реакцию по ситуации на Донбассе. Речь нового постпреда напоминала пассажи ее предшественницы — Саманты Пауэр, которую постпред РФ при ООН Виталий Чуркин за чрезмерно пылкие эмоции, связанные с гуманитарными вопросами, как-то сравнил с «матерью Терезой», напомнив при этом о вкладе США в провоцирование кризисных ситуаций во многих регионах мира.
Поэтому, с одной стороны, выступление Хейли знаковое. Официальный представитель новой американской администрации впервые озвучил подходы к кризису на Украине.
С другой, пока неясно, чьи это все-таки подходы — самой Хейли, ястребов-республиканцев, советников Трампа или самого президента.
Ведь за исключением Хейли в Вашингтоне отнюдь не стремились комментировать обострение ситуации в Донбассе. Так, госдепартамент ограничился одним лаконичным пресс-релизом несколько дней назад, призвав к «немедленному прекращению огня» и «обеспечению доступа наблюдателям ОБСЕ». При этом в ведомстве не возлагали ни на одну из сторон ответственности за нарушения режима прекращения огня, не выражали поддержки Киеву и не упоминали о России.
Более того, в Белом доме вообще пока отказались высказываться о боях на Донбассе. В среду одна из журналисток на брифинге попросила прокомментировать эту тему, при этом, на радость Киеву, постаравшись вложить в свой вопрос подсказку для ожидаемого ответа. Вопрос подразумевал ответственность непризнанных республик и России за обострение на Донбассе, а также намекал на то, что таким образом российское руководство якобы пытается «проверить на прочность» нового президента США. Но, к ее разочарованию, пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер пресек эту тему в самом зародыше. Он не стал ни принимать, ни отвергать такую точку зрения, лишь заметив, что Трамп «в курсе происходящего» и пообещав прокомментировать позже. Пока больше не комментировал.
Так что судить о позиции новой администрации по одним лишь заявлениям Хейли, возможно, пока рано. Необходимо отметить, что многие из выдвиженцев Трампа на слушаниях по утверждению в сенате делали заявления, которые иногда существенно противоречили тем подходам, которые озвучивал и озвучивает глава государства. В том числе и по России. Сам президент, его советники и члены кабинета высказывали пеструю палитру взглядов на диалог с Москвой: от надежды на «фантастические отношения» (президент Дональд Трамп), до необходимости тесного сотрудничества в борьбе с терроризмом (советник по национальной безопасности Майкл Флинн) и заканчивая обвинениями в усилиях Москвы по развалу НАТО и курсу на соперничество с США (министр обороны Джеймс Мэттис).
Конечно, по логике вещей постпред при ООН должна бы согласовывать свои слова с Вашингтоном. Но, судя по разнице с реакцией самого Белого дома, есть вероятность того, что заявления Хейли не обязательно были надиктованы из столицы. Со своими выдвиженцами на должности в кабинете Трамп по большей части знаком шапочно. Например, по данным СМИ, после победы на выборах он встречался с Хейли всего 2 или 3 раза. Во всех деталях проговорить внешнюю политику США за это время невозможно. Кроме того, если верить публикациям в прессе, большая часть подписанных с момента инаугурации указов президента была составлена его ближайшими советниками в Белом доме даже без консультаций с ведомствами, которые эти указы будут реализовывать.
Резонно предположить, что процесс внутренней притирки, межведомственной координации и согласования позиций в новой администрации пока еще только начинается и займет некоторое время. И на этот период нельзя исключить разных и даже противоречивых заявлений.
Если озвученные Хейли тезисы являются скорее отражением ее личных взглядов, то встает вопрос о том, насколько влиятельной будет постпред в новой администрации? Будет ли прислушиваться к ней президент? Пока признаков этого не видно. По сообщениям СМИ, ключевой центр влияния формируется непосредственно в Белом доме из соратников Трампа по предвыборной кампании, которые ежедневно лично общаются с главой государства и уже имеют с ним сложившиеся отношения.
44-леняя Хейли считается восходящей звездой республиканской партии и до этого возглавляла штат Южная Каролина, будучи самым молодым губернатором в США. Но во время республиканских праймериз она поддержала одного из соперников Трампа, да и в близких отношениях с президентом не замечена. Кроме того, Хейли никогда не занималась международной проблематикой. Поэтому ее взгляды на внешнюю политику — скорее отражение традиционных установок республиканской партии США, чем нажитый лично опыт.
Наконец, неясно, придает ли Трамп значение должности постпреда в ООН. Республиканец не раз скептически отзывался о роли этой международной организации и сигнализировал, что хотел бы сократить участие США в ООН, в том числе в плане финансовых взносов. В СМИ циркулировали слухи о подготовке Белым домом указа, который сократил бы взносы США на 40 процентов в отдельные международные организации.
Комментарии