Генералиссимус Александр Васильевич Суворов провёл около 60 сражений и не проиграл ни одного. Не исключено, что при разработке боевой стратегии и тактики подспорьем великому полководцу служили оловянные солдатики, которых он собирал всю жизнь. 60 тысяч таких фигурок хранятся сейчас в фондах Суворовского музея в Петербурге, но вскоре игрушечным воинам выделят отдельное жильё, по соседству. Коллекция первого в России Музея оловянного солдатика будет пополняться и новыми экспонатами.
Для новых баталий нужны новые солдаты. Ведь диораму Суворовского перехода через Альпы теперь хотят развернуть до пяти метров в длину. Еще воссоздадут Парад Победы, который прошел на Красной площади в июне 1945 года. Петербургский мастер Владимир Нуждин однажды выполнял похожий заказ для Министерства обороны.
«Работал два с половиной года, расписывали с супругой, там и глаза посадил. Там же надо было «иконостасы» все рисовать Все же нужно четко: орден Ленина первым идет, как положено, медали, ленточки. Я как вспомню, так вздрогну», — рассказывает мастер оловянной миниатюры Владимир Нуждин.
Но больше делать такую работу некому. Владимир Нуждин — единственный в Петербурге — создает классических плоских оловянных солдатиков. Именно такими играли когда-то и дети российских императоров, и дети ремесленников, если им удавалось раздобыть подобное сокровище. Главное в работе — абсолютная точность и достоверность — от гравировки литейных форм до росписи фигурок.
«Глубина фигурки — полмиллиметра, в этом полмиллиметре нужно сделать весь рельеф, переходы, глубина чтобы чувствовалась, объем — тонкий барельеф», — объясняет Владимир Нуждин.
Каменная матрица готова и теперь можно приступать к отливке. Расплавить олово, нагреть форму. Важно чтобы металл внутри хорошо растекся и занял весь объем, иначе солдатик может получиться одноруким или одноногим, как это вышло в сказке Ганса Христиана Андерсена.
«Он как бы стоит по стойке смирно и культя торчит, потому что лил кустарь. Если бы это лила фирма, они не допустили бы, и мастер бросил бы его в тигель. А лил кустарь, который его пожалел, вот так», — утверждает Владимир Нуждин.
Оловянный солдатик для каждого петербуржца — это и пособие по истории, и по педагогике тоже. «Нужно будет привести сюда своих детей, в первую очередь, потому, что все мы, наверное, играли в солдатиков, и наш герой тоже начинал свой путь военачальника, гениальный полководец тоже играл в оловянных солдатиков», — убежден директор Музея Суворова Владимир Гронский.
Комментарии