Зал Дома актера на Невском, где состоялся показ, был буквально переполнен — несмотря на дневное, рабочее время. «Это какое-то чудо!» — признался режиссер. На встречу со зрителями пришла также исполнительница главной роли — актриса Дарья Жовнер.
«Это его зал — Александра Моисеевича, — отметила ведущая встречи, арт-директор фестиваля Марина Дмитревская. — Фильм снимали в Петербурге, в нем много володинского мироощущения, уже исчезающего…»
— Во время показа фильма я дышал вашим вниманием. Как удивительно вы смотрели, — сказал Павел Мирзоев зрителям. — Ничего прекраснее для режиссера нет. Спасибо вам за это.
Спрашивали о кастинге, о Петербурге и квартирах, где снимали фильм, о любимых сценах, володинских женских типажах. О велосипеде героини, о собаке и утке — героях фильма…
Отдельные аплодисменты зрителей — автору музыки, написал ее Петр Налич. Прекрасная операторская работа — Алишера Хамидходжаева («Бумажный солдат», «Сказка про темноту», «Жить», «Аритмия», «Война Анны»).В фильме снимались петербургские артисты: Юлия Марченко, Эра Зиганшина, Федор Федотов, Дмитрий Лысенков, Геннадий Смирнов, Анна Арефьева, Арсений Мыцик, Ирина Соколова…
— Продюсер Юлия Мишкинене дала мне возможность сделать кастинг в Петербурге, — рассказал Павел Мирзоев. — У Володина город — место действия — не назван. Я решил, что это будет Петербург. У меня была комната с окнами на Фонтанку, ко мне приходили петербургские актеры, и они просто выигрывали кастинг — лучше московских артистов попадали на эти роли, оказались точнее. И со многими из них я хочу дальше работать. В Москве тоже был кастинг, и на роль режиссера Льва Николаевича — тоже (сыграл ее в результате Евгений Цыганов).
Почему из всего володинского наследия возник именно фильм «Блондинка»?
Павел Мирзоев: Володин — мой любимейший драматург. Я читал его произведения еще в институте, и «Блондинку» в том числе. Очень их любил. Но тогда я еще не был готов снять такой фильм, как «Блондинка». Володин только кажется простым автором, на самом деле — невероятно сложный. Чуть-чуть копнешь его тексты и видишь: там слои за слоями, смыслы за смыслами… Это такой столп, который через всю душу проходит. Я убежден, что Володин — живой автор, живее многих живущих. Для меня большим счастьем была работа с этой драматургией, это просто подарок судьбы. И еще я хотел бы поставить что-то володинское в театре.Что для меня Володин? Прежде всего — это любовь к человеку, понимание человеческого несовершенства — и теплая жалость к этому несовершенству. Воспевать героического героя — просто, а вот снять такую девушку, которая черт-те чем занимается, гоняется за режиссером, которому не нужна, в каком-то смысле одержима — сложнее. Сложные задачи интересны. Я верю, что Ира не сдастся, останется идеалисткой до конца.
«Блондинка» — мой третий фильм. Сценарии моих первых игровых фильмов («Как я стал…», «Зови меня Дрозд») написаны замечательными современными авторами, которых я очень уважаю. Но к третьему фильму я, немного набрав режиссерских мускулов, решился. Рискнул, и не жалею об этом ни капли.
Фильм про театр и про любовь. Действие перенесено в наши дни. Поэтому появились современные моменты. Есть отсылки к советскому кино («Зеркало» Тарковского, «Я шагаю по Москве» Данелии, «Июльский дождь» Хуциева). Маленький театр «Северная почта». Режиссер ставит «Чайку» Чехова. Молодая актриса Ирина буквально очарована, загипнотизирована им: «Он НЕ стандартный, не — отдельно, НЕ обыкновенный, не — отдельно. Мы все в него поверили».
«Для меня это не театральный фильм, принципиально. Это история про сложную любовь. Другое дело, что в материале, как во всем позднем Володине, есть некая условность, все происходящее увидено глазами героини, человека необычного, эксцентричного», — считает режиссер.
Дарья Жовнер родилась в Петербурге. Окончила Школу-студию МХАТ, курс режиссера Виктора Рыжакова. Во время учебы ставили спектакль «С любимыми не расставайтесь», привозили его на Володинский фестиваль. В кино Дарья дебютировала в фильме «Теснота» Кантемира Балагова.
Вам встречалась в жизни подобная ситуация, которую вы сыграли в «Блондинке»?
Дарья Жовнер: Скажу честно — да. История, которую проходит Ира со Львом, мне лично знакома. Обычно это сначала происходит в твоей жизни, а потом ты говоришь: «О, да, я знаю, как это сыграть — у меня это было…» А у меня было наоборот: сначала возникла «Блондинка», а через какое-то время — произошло в жизни… После фильма я уже знала, что делать, говорить…Как будто отрепетировала.
Вы одержимы театром как ваша героиня Ира? Служите в каком-то театре?
Дарья Жовнер: Я работала в Театре имени Ленсовета реквизитором. После окончания учебы — в Александринском театре по контракту, полтора года играла на Новой сцене в спектакле Бениамина Коца «Дневник. Игра в Гомбровича». Сейчас живу в Москве. Отношений с театром нет, но надеюсь — еще будут.
Комментарии