Президент МОК обеспокоен – на его игровом поле появились конкуренты. Да, только оповестили о своих планах по проведению турниров, только приступили к их подготовке. Но мудрый-то руководитель обязан все предотвратить вовремя. Он, Бах, конечно, за спортсменов, за равные права для всех, против дискриминации и всякое такое. Но то, что лишенные (им же) международных стартов и Олимпийских игр спортсмены России вдруг выступят на крупных турнирах, допустить не может. Да еще ведь и двери на эти турниры уже объявлены открытыми для всех желающих. А это – угроза жизни МОК. Вдруг в те двери кто-то войдет, а потом так и повадится ходить налево от МОК?
Если кто-то не обратил внимание на недавний запрет, изящно названный «настоятельной просьбой», отправленный от Международного союза биатлонистов китайским спортсменам по поводу участия в турнире клубного биатлона, то зря. Это был намек для всех видов спорта на «толстые обстоятельства». Китайцы намек поняли, на турнир в Ханты-Мансийск, несмотря на то что клубный биатлон никаким образом IBU не подчиняется, не приедут.
Теперь желание поставить наших и белорусских спортсменов уж совсем в зависимое положение от Международного олимпийского комитета, выдающего убийственные для мирового спорта рекомендации, продемонстрировал и сам президент МОК. Томас Бах решил вообще не мелочиться и обратился сразу ко всем международным федерациям.
Как страшную сказку рассказал, что нынешняя геополитическая ситуация чрезвычайно сложна, а это значит, что объединяющая сила спорта важнее, чем когда-либо. И именно сегодня «миллионы людей по всему миру жаждут силы, которая объединит нас всех». Но эта миссия спортивного движения «подрывается, если не сказать подвергается, нападкам со стороны того или иного правительства». И автономия спорта находится под угрозой.
Достается на словах от Баха вроде как всем «нарушителям», угрожающим безопасности олимпийского мира. Одни хотят решать, какие спортсмены в каких соревнованиях смогут участвовать, другие хотят решать, где будут проходить соревнования.
Но особенно выделяет Бах тех третьих, что хотят организовать свои собственные «политические спортивные мероприятия». И делает вывод, ради которого вся речь и затеяна: «последнее в особенности будет означать захват государством международного спорта». И, если это удастся, то «роль международных федераций и роль олимпийского движения станут неактуальными».
«Нет захвату!», – только такого плаката в руках не хватает Баху. А для особенно тупых, дабы не смогли потом сказать, что не поняли (или не так поняли) призыв руководителя олимпийского движения, следует и пламенное обращение, просьба-приказ президента МОК. Надо выступить против политизированного спорта: «Никто из нас не должен каким-либо образом участвовать в таких политически мотивированных спортивных мероприятиях».
Чтобы было понятно, о каких «преступлениях» России – а кого же еще? – Томас Бах говорит на сей раз: с 11 по 23 июня будущего года Россия проводит Игры БРИКС в Казани. Это – перед Олимпийскими играми в Париже–2024. Всемирные игры дружбы примут Москва и Екатеринбург с 15 по 29 сентября, это – уже после Парижа.
Проведение турниров Томас Бах и называет политизированным спортом, в котором «реальные чемпионаты мира больше не будут возможны, соревнования будут проводиться только между блоками политических единомышленников». Из-за этого спорт не сможет стать объединяющей силой для всего человечества. (Сейчас-то он именно таков, продолжает утверждать президент МОК.)
Томас Бах не скрывает тревогу. Не неожиданную, нет. Он ее проявил сразу, как только в России заговорили о крупномасштабных соревнованиях с приглашением на них всех желающих – без какой-либо дискриминации. Забеспокоился Бах уже в июне этого года, когда конкретики по новым соревнованиям не было еще вообще никакой, а прозвучали только анонсы.
Но, услышав тогда про предполагаемый турнир в России, Бах прилюдно пожаловался, что российское правительство обвиняет МОК «в несоблюдении политической нейтральности», а само «пытается организовать абсолютно политизированные спортивные соревнования». Почему соревнования на территории страны, с участием наших спортсменов и тех, кого не силком притащат, а кто сам приедет, стали уже заранее «абсолютно политизированными», Бах не пояснил. Зато разобрал спорт на кубики-блоки. «У нас будут Игры политического блока А, Игры политического блока Б, Игры тех, кто не хочет ни к кому присоединяться. Олимпийские игры в таких условиях просто не будут возможны». Даже странно, но обрисовал ту реальность, которую родил и пестует сам.
Не прозрел он, конечно, ни тогда, ни теперь. Потому что слеп не был. Играл в одни ворота, делая вид, что никто этого не видит, а сам он отправляет мяч и во вторые ворота тоже, только вот не попадает, но это уж судьба такая. И тот самый прецедент с китайскими биатлонистами – показательное предупреждение. Он же – указ: только под Бахом может ходить международный спорт, и вообще не важно – одиночные атлеты или целые федерации.
И прекрасно МОК понимает, что соревнования уровня Игр дружбы – это то, чего нельзя допустить, пусть даже и после Олимпийских игр в Париже. Во-первых, наказанные должны на горохе стоять по углам, а не выступать в хороших условиях, с хорошими призовыми, да еще в гости звать всех, кто на это решится. Да и к чему вообще эти заочные сравнения турниров? (А оно будет явно не в пользу МОК, это уже можно предвидеть.) И в целом: спорт высших достижений в России – к чему? Деньги, которые могут утечь «не туда», – само собой.
Своим нынешним призывом к международным федерациям Томас Бах сообщил о намерениях МОК. Полноценных Олимпийских игр российские и белорусские спортсмены лишены, но – гулять олимпийским руководителям, так гулять! – нужно не позволить серьезные старты с участием лидеров и на домашней территории.
Что это за старт вообще – Всемирные игры дружбы? Идея Игр связана с общественным запросом на неполитизированные соревнования без дискриминации спортсменов и без каких-то союзов «за» и «против». Так неоднократно уже заявляли организаторы соревнований. Язык, может, и казенный, зато цели обозначены четко.
Возглавил оргкомитет Всемирных игр дружбы хорошо известный всем Алексей Сорокин – бывший генеральный директор оргкомитета чемпионата мира по футболу 2018 года. Говорит, что единственный критерий отбора участников – победы на домашних чемпионатах или крупных международных турнирах. «Ждем спортсменов самой высшей квалификации. Это не фестиваль, это спорт высших достижений».
Задача Всемирных игр – «дать всем спортсменам из стран, которые ущемлены в правах, возможность соревноваться». Есть призовой фонд, более того: всем участникам предоставят бесплатный проезд и размещение в гостиницах. «Мы не пытаемся противопоставить себя чему-то, – говорит Сорокин. – Мы – спортивный турнир, имеющий задачу отойти от политизации в спорте. Это Игры дружбы. Мы не дружим против кого-то, а дружим со всеми».
Призовой фонд Всемирных игр дружбы должен составить 4,6 млрд рублей. Москва примет основную часть соревнований, которые преимущественно пройдут на стадионе «Лужники». В Екатеринбурге будут организованы соревнования по легкой атлетике, водным видам спорта и дзюдо.
«Если говорить про золотые медали, мы намерены сделать их из чистого золота», – наверное, услышал Томас Бах то, что рассказал Сорокин на презентации соревнований в Государственной думе РФ. А призовые за победу на Играх дружбы, как планируется, составят 40 тыс. долларов чемпионам, за второе место – 30 тыс. за третье – 20 тыс.
Конечно, в сложившейся ситуации никто не делает вид, что плевать нам теперь на Олимпийские игры. Но и сидеть по лавкам запасных мирового спорта (причем без права заиграть в основе) глупо и преступно, потом будем пытаться встать поколениями. И спортсмены сами смотрят в лицо сегодняшним реалиям честно: только новые старты – это шанс для них остаться в строю. Для тех, у кого за спиной Олимпийские игры, – возможность сделать последний рывок, и это важно. Для молодых, не знающих, что такое старт высокого уровня, – возможность шага вперед.
Не может быть пока точных цифр, спортсмены из каких стран смогут участвовать в наших Играх дружбы, сколько их будет. И в оргкомитете не сомневаются, что отношение к Играм дружбы будет разным. «Но те, кто заботятся о спортсменах, воспримут это с энтузиазмом. Наши Игры не про политику, а про спорт».
Не надо быть мечтателями – эти или любые другие наши соревнования не взметнутся сразу на самый пик популярности в мире. Для раскрутки, признания, чтобы исчезли настороженность и недоверие, а на первый план вышли рассказы участников, подкрепленные фактами, нужны годы. Но наши Игры станут популярными. Что будет с Олимпийским играми? Изменения в них, конечно, произойдут, уже происходят. А вот, какого рода – вопрос не одного дня и не пары строк.
А Томас Бах – что тут скажешь? Не удивил снова. Предупредив своим обращением о недопустимости выступлений на «чужих» стартах под предлогом «захвата спорта государством», МОК обозначил: готовы наказывать тех, кто ослушается. И будет ведь наказывать.
…Тут мне сосед, спортивный болельщик с малых лет, выдал фразу: «Знаю три матерных слова из трех букв: МОК, Бах и еще одно – самое безобидное». То ли услышал от кого, то ли сам придумал, не уточняла, но реакция на новые угрозы здоровая.
Комментарии