55 лет назад вышла на экраны картина режиссера Евгения Карелова «Служили два товарища». Один из самых честных фильмов про Гражданскую войну. Причем степень его честности возрастает многократно, если учесть те политические условия, в которых жил тогда Советский Союз. Многие эпизоды, многие штрихи в этой популярной киноленте остаются завуалированы, скрыты от зрителя при поверхностном просмотре. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
В сценарий «Товарищей» попали в том числе и реальные военные события, среди которых несколько по-своему уникальных.
Известно, что авторы изучали мемуары участников штурма Перекопа, а также воспоминания о событиях тех дней в белогвардейском Крыму.
Один из создателей сценария, Валерий Фрид, позднее рассказывал:
«К нам пришел Женя Карелов и говорит: «Ребята, скоро будет юбилей Перекопа, давайте сделаем картину — там же масса интереснейших вещей была. Я вот недавно читал мемуары…» И рассказывает нам… истории, которые один к одному вошли потом в картину. Как офицер пристрелил своего приятеля, потому что принял зажигалку за пистолет…»
А вот запоминающийся своим трагизмом и безысходностью эпизод в конце фильма, когда офицеры во главе с полковником, отступая под натиском красных, оказываются прижаты к морю и уходят в его волны, погружаясь все глубже и глубже.
В реальности очень похожий случай был во время Второй мировой войны. Зимой 1945-го советские войска окружили немецкую группировку в районе Данцига. Часть гитлеровцев смогла эвакуироваться на пароходах, но другие так и остались на все сужающемся пятачке у Балтийского берега. Сохранились воспоминания очевидцев о том, как группа солдат и офицеров СС, не желая сдаваться, предпочла верную гибель: они — в форме, с оружием — пошли по воде прочь от берега.
Была основана на подлинных событиях и история с полетом Некрасова на самолете для съемки позиций противника.
Ретролетчик
Факты из хроники военных событий Гражданской войны.
1 июня 1920 года красному военлету Николаю Васильченко впервые удалось выполнить воздушную фоторазведку. На самолете «Ньюпор-23» он пролетел вдоль Турецкого вала, занятого белыми, и заснял с высоты на фотоаппарат перекопские укрепления противника. «Этажерка» при этом подверглась обстрелу с земли, у самолета в какой-то момент даже остановился мотор. Полная аналогия с фильмом! Но в реальности события разворачивались не столь трагически. Васильченко все-таки сумел спланировать на «Ньюпоре» через линию фронта и совершил жесткую посадку уже на своей территории. Отважный авиатор выжил и был награжден орденом Красного Знамени.
А ровно через пять месяцев после этого, 1 ноября 1920-го, произошла история, еще более напоминающая сюжет фильма. Экипаж в составе летчика Ганса Кирша (этот венгр воевал в рядах Красной Армии, причем умудрялся летать даже после частичной ампутации ноги, пользуясь протезом) и наблюдателя Петра Доброва на двухместном самолете «Эльфауге» произвел аэрофоторазведку укреплений Перекопа, штурм которых должен был скоро начаться. Получившиеся в результате снимки Добров потом показывал и комментировал командарму М.В.Фрунзе.
Как видим — очень похоже на события из картины Евгения Карелова. С той лишь разницей, что реальные герои снимали позиции противника на фотоаппарат, а Некрасов — на кинокамеру.
Еще один интересный момент связан с воздушными эпизодами из фильма. Как объяснил корреспонденту «МК» знаток авиационной ретротехники Артем Пономарчук, герои Янковского и Быкова летят на «этажерке», похожей на реально существовавшую в годы той войны модель самолета. Это «Фарман HF.30» — двухместный биплан с расположенным позади кабины толкающим винтом. «Такие машины, выпуск которых начался с 1915 года, союзники-французы поставляли нам. Именно они стали в предреволюционное время самой распространенной моделью самолетов, имевшихся на вооружении Императорского военно-воздушного флота. Но на экране мы видим, конечно же, не подлинный экземпляр. Это реплика, сделанная специально для съемок в фильме и в общих чертах воспроизводящая внешний вид старого «Фармана».
Теперь обратим внимание на третьего участника воздушной разведки — летчика. На первый взгляд выбор исполнителя роли не слишком удачен. Сразу бросается в глаза, что человек уже весьма пожилой. Но ведь это противоречит исторической правде. Дело происходит в 1920-м, русская авиация зародилась буквально 10 лет назад, а первые полеты совершали молодые офицеры, которые ко времени событий, показываемых в фильме, еще не успели достичь пенсионного возраста. А здесь — настоящий ветеран, хотя и очень колоритный.
Как же так? Секрет открывается просто: кинематографической «этажеркой» управляет один из заслуженных специалистов отечественной авиации — 70-летний Вадим Шавров. Он был в числе организаторов советской гражданской авиации, участвовал в работе первых пассажирских воздушных линий. Потом стал авиаконструктором, автором нескольких моделей самолетов-амфибий, которые даже получили именное обозначение в честь своего главного создателя — например, Ш-2 (ее называли в обиходе ласково — Шаврушкой). Этих крылатых машин было выпущено в 1930-е несколько сотен штук.
В послевоенные годы Вадим Борисович стал признанным специалистом в области истории советской авиации, подготовил двухтомный справочник… Вот такого знатока-профессионала Карелов пригласил участвовать в съемках фильма.
ВАЛЕРИЙ ФРИД В РОЛИ ПОЛКОВОГО ВРАЧА СЕМЕНА МАРКОВИЧА.
ФОТО: КАДР ИЗ ФИЛЬМА
Сыграл собственного отца
Авторы фильма «засветились» в некоторых сценах.
Например, Валерий Фрид снялся в эпизодической роли врача, читающего красноармейцам лекцию на санитарно-гигиеническую тему, причем в стихах. Здесь сценарист изображает перед камерой фактически собственного отца, даже зовут его героя точно так же.
Семен Маркович Фрид в годы Гражданской служил медиком в одной из частей РККА. Стремясь всячески просвещать красноармейцев в такой актуальной тогда области, как личная гигиена, он — чтобы смысл рассказываемого лучше дошел до простых солдат — даже сочинил две «лекции в стихах». Молва о «докторе-поэте» дошла тогда до наркомвоенмора Льва Троцкого, которому особенно понравились строки про борьбу со вшами. Именно этот фрагмент и звучит в эпизоде фильма: «Сколько горя и обиды терпим мы от всякой гниды!»
Самые зоркие из кинозрителей смогли заметить на экране и промелькнувшего в совсем коротенькой сцене режиссера «Двух товарищей» Евгения Карелова. В начале фильма Некрасов, ожидая, когда его вызовет командир полка, прохаживается возле штаба мимо троих развеселых красноармейцев, заинтересовавшихся надписью на его штанах. Крайний справа из этих любознательных товарищей — как раз Карелов.
Вот песня прилетела…
В числе самых узнаваемых фрагментов этого фильма — даже не кадры из него, а кусок фонограммы. Песня, слова которой использованы в названии картины, — «Служили два товарища». Ее напевает сперва один главный герой — «съемщик» кино Андрей Некрасов, а потом и второй — его помощник красноармеец Иван Карякин (он хоть и называл сперва песню «идеологически вредной», но потом сам ею заразился).
Исследователи обнаружили у незамысловатой песенки интересную «родословную». Есть, оказывается, вероятность полагать, что в основе — популярная у немецких солдат песня «Der gute Kamerad» («Хороший товарищ»), или иначе, по первой строчке — «Ich hatt’ einen Kameraden» («У меня был товарищ»). Стихотворение, ставшее текстовой ее основой, было написано еще в 1809 году поэтом Людвигом Уландом, а на музыку его положил в 1825-м Фридрих Зильхер.
Вот фрагменты перевода:
У меня был товарищ…
Он шел вместе со мной…
Прилетела пуля…
Она вырвала его,
Музыку к «Обыкновенному чуду» Геннадий Гладков написал в момент большой личной трагедии
Он лежит у моих ног,
Как будто это часть меня…
Во время Первой мировой эту песню якобы переняли от немцев русские солдаты, но перевод текста был сделан весьма вольный, да еще и стихотворный размер при этом изменился (в качестве автора некоторые источники упоминают поэта и переводчика Абрама Арго), так что пришлось под него подлаживать иную мелодию.
Очень яркими стали эпизоды в конце фильма — кадры поспешной эвакуации морем белогвардейцев из Крыма. Поручик Брусенцов вынужден оставить на берегу своего коня, а сам все-таки пробивается на борт одного из последних отчаливающих пароходов. Но Абрек остается верен хозяину, он прыгает с пирса в море и с тревожным ржанием плывет за уходящим судном.
Удалось найти упоминания о том, что роль четвероногого героя исполнил жеребец Гончар, который «служил» в уникальном подразделении Советской Армии — 11-м отдельном кавалерийском полку. Эту спецчасть сформировали в начале 1960-х по инициативе режиссера Сергея Бондарчука, снимавшего киноэпопею «Война и мир». С 1965 года полк дислоцировался неподалеку от подмосковного поселка Голицыно. Оттуда Гончара и еще нескольких его четвероногих соратников отвезли в южные края — для участия в фильме «Служили два товарища».
Животное было выдрессировано, подготовлено к экстремальным условиям съемок батальных сцен, но его еще пришлось специально учить прыгать в воду с высоты.
Многие удивляются: возможно ли лошадь заставить совершать подобные подвиги? Доводилось читать рассуждения о том, что данные кадры в фильме — это комбинированные съемки, монтаж. На самом деле все происходило «по-честному». Гончар действительно прыгал в море и плыл прочь от берега.
У смелого коня были, оказывается, предшественники, которые задолго до него совершали куда более фантастические трюки. Еще в 1881 году американец Уильям Карвер стал выступать с шоу-программой, в ходе которой специально натренированные им лошади вместе с всадниками прыгали с 12-метровой высоты в бассейн с водой. Это привлекало толпы зрителей.
Как полагают некоторые ценители фильма Евгения Карелова, сама идея снять трагическую сцену с безнадежной попыткой лошади не расстаться с уплывающим на корабле любимым хозяином-офицером была подсказана авторам фильма стихотворением одного из поэтов-эмигрантов. Речь идет о Николае Туроверове — офицере, сражавшемся в войсках Врангеля и вынужденном покинуть Крым во время знаменитого великого исхода белой армии в 1920 году на одном из судов. Позднее, в 1940-м, он написал об этом пронзительное стихотворение:
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня.
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной…
«Белогвардейцы не должны так любить»
Фильм не избежал серьезного «обрезания» благодаря вмешательству цензуры.
Авторам пришлось сильно сократить сцены с участием Владимира Высоцкого. Сам актер-бард говорил потом:
«Роль, которую я там сыграл… к сожалению, от нее осталась третья часть. Даже по этой части, кто видел, может судить, что это был очень интересный образ… Я думал, что это будет лучшее, что мне удастся вообще сыграть когда-нибудь в кино. И так оно, возможно, и было бы, если бы до вас дошло то, что было снято. Но этого не случилось…»
РЕЖИССЕР ЕВГЕНИЙ КАРЕЛОВ (СПРАВА)В ЭПИЗОДЕ СЫГРАЛ КРАСНОАРМЕЙЦА.
ФОТО: КАДР ИЗ ФИЛЬМА
В числе прочих полностью оказались вырезаны несколько очень впечатляющих сцен. Одна из них — конная. Поручик Брусенцов, получив приказ от разгневанного начальства немедленно отправляться на фронт, прямо верхом на своем коне Абреке въезжает в зал ресторана.
А вторую сцену сами актеры, участвовавшие в ней, — Ия Саввина и Владимир Высоцкий — называли «постельной». По ходу фильма мы видим, как освободившийся после ареста Брусенцов приходит в гости к «зацепившей его сердце» сестре милосердия Сашеньке, которая обосновалась на поставленной на прикол у берега барже. Кадры их встречи в этом импровизированном жилище длятся недолго: поручик уходит, когда сослуживец ему сообщает, что генерал распорядился забрать его коня. Но в первоначальном, полном варианте была еще любовная сцена между Брусенцовым и Сашенькой. О ней Ия Саввина вспоминала в одном из интервью:
«Вырезана была, как мы ее называли, «постельная сцена»… Это не так, как сейчас показывают, что происходит в постели. У нас герои просто лежали в каюте на кораблике, просто разговаривали. Но между ними происходит нечто… Это была гениальная сцена… Помню, что три дня я готовила Володю Высоцкого к этой сцене, потому что это была его первая такая большая роль. Я его водила по мосфильмовским коридорам, мы ходили и готовились к этой сцене. В результате сцена оказалась вырезанной. Почему? А потому, что белогвардейцы не должны были так любить!..»
Но кое-что бдительные цензоры все-таки упустили.
Одна из замаскированных «мин» оказалась заложена в безобидный на первый взгляд эпизод с участием Некрасова и Карякина, когда они обсуждают светлое послевоенное будущее. Герой Ролана Быкова рассуждает: «Тюрьмы мы, конечно, позакрываем… Ну, одну все же оставим. Для мировой контры… А прочие все — на слом! Кого в них сажать-то?» На это герой Олега Янковского отвечает: «Найдется кого…»
Вспомним, что авторы сценария Юлий Дунский и Валерий Фрид в 1944 году, будучи молодыми студентами ВГИКа и записавшись добровольцами в армию, на пути в действующую армию были арестованы по вздорному обвинению — мол, они являются участниками группы, готовившей покушение на товарища Сталина. Далее вместо фронта, куда они стремились, чтобы бить фашистов, последовала отправка парней в лагеря на север, где они пробыли вплоть до реабилитации в 1956-м.
Такой штрих из биографии сценаристов придает совсем иное звучание эпизоду созданного ими фильма.
Комментарии