Из рецензии на пьесу Гоголя «Женитьба» в газете «Северная пчела», 1842 год: «Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости. И это комедия?». Читаешь, ну просто как о какой-нибудь пьесе наших дней, автор которой пытается изобразить кризис личности или проблему выбора между чем-то и ничем. Современная, очень современная пьеса «Женитьба», Гоголя. И главные персонажи будто с наших современников списаны. Один – Кочкарёв – точно знает, что и как. Другой – воплощённая неуверенность в себе.
В «Женитьбе» столичного театра «Модерн» в центре внимания – не надворный советник с его приятелем, а Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста. Не сделаться центральной фигурой в этом спектакле Юрия Грымова она просто никак не могла, Грымов пригласил на эту роль Лолиту Марковну Милявскую, Лолиту, с которой давно знаком, и в актёрских способностях которой нисколько не сомневался. А достались Лолите Марковне по прихоти режиссёра ещё и фрагменты текстов Чехова и Островского. Мария Трофимова сообщает о премьере.
На пресс-конференции зал с трудом вмещает всех желающих. Внимание журналистов приковано к главной героине спектакля. Агафью Тихоновну Купердякину играет Лолита Милявская. Это дебют певицы на театральной сцене.
«Юра сказал изначально, это про тебя. И дело не в количестве браков, которые были, а дело в качестве этих браков, очень многое похоже», – заявила Лолита Милявская.
Сам Юрий Грымов решил не ограничиваться «Женитьбой» Гоголя. Объединил три произведения, добавив еще чеховское «Предложение» и «Женитьбу Бальзаминова» Островского.
«Я увидел у трех великих авторов некую схожесть, хотя эти авторы очень яркие и очень разные, я увидел то, что в этих произведениях никто никого не любит. Абсолютно сегодняшний день. Ничем он не отличается и сто лет назад, и двести лет назад все тоже самое», – признался Грымов.
Универсальность истории позволила режиссеру не привязываться к определенному времени. Это подчеркивает и реквизит, и костюмы. Герои – люди потерявшиеся, застрявшие в дне вчерашнем. С ностальгией оглядываются назад, вспоминая прошлое. И испуганно смотрят в будущее, боясь сделать тот самый, нужный и долгожданный шаг.
«Если вы помните, Агафья Тихоновна-богатая женщина, но вы прекрасно понимаете, как измерять богатство. Для кого-то богатство – это табуретка, для кого-то богатство – когда Кочкарев говорит, что у тебя будет диван», – добавил режиссер.
Отойти от шаблонных представлений и сыграть своего Бальзаминова для актера Сергея Аронина оказалось настоящим испытанием. В постановке встрече с Агафьей Тихоновной, она же мадам Белотелова, отведен небольшой эпизод.
«Женитьба – это какая-то попытка как-то с этой неприкаянностью справиться. Может быть жизнь наладится. Если ничего не получится, продолжим жить так же», – рассказал актер Сергей Аронин.
Сюжет Грымов сконцентрировал на Агафье Тихоновне, ее женской доле, желаниях, страхе замужества. По мнению режиссера, она жертва мужчин и их поступков.
Юрий Грымов всегда видел в Лолите Милявской драматическое начало. Так что роль Агафьи Тихоновны у нее первая, но не последняя.
Комментарии