В прокат выходит заключительная часть мистического сериала «Гоголь»

В прокат выходит заключительная часть мистического сериала «Гоголь»

Есть, по крайней мере, две причины, чтобы пойти в кино на фильм «Гоголь. Страшная Месть» (в прокате с 30 августа). Первая — узнать, кто же скрывается под маской Черного Всадника, вторая — понять, как оживет убитый в первой части герой Олега Меньшикова — сыщик Яков Гуро. Ответы на оба вопроса будут получены. Причем, если их охарактеризовать одним словом, это будет «неожиданно», что для сериала является несомненным плюсом.

Напомним, что «Гоголь» задумывался изначально авторами — продюсерской компанией «Среда» и телеканалом ТВ-3 (тогда проект еще был на ТНТ, — прим. ) — как эксперимент: и по содержанию, и в плане дистрибуции. Это первый сериал, который рискнули показывать сдвоенными сериями как кино в кинотеатрах, и, вопреки мнениям скептиков, собрали кассу (речь пока о первых двух частях, но в коммерческом успехе — третьей сомневаться причин нет). Разве что изначально планировалось сделать восемь серий (соответственно, четыре части), но в итоге серий осталось шесть, а частей — три.

Что касается содержания, дерзостью было взять реальную личность и наполнить ее новым смыслом, но и тут создатели вышли из положения с честью, показав, что такое возможно не только в зарубежном контенте, но и у нас. Сейчас можно много спорить о том, какая из частей киносериальной трилогии более или менее удачна (одним нравится «Гоголь. Начало», другим «Гоголь. Вий»), тщательно подмечать, что именно в фильмах позаимствовано у западных культовых сериалов мистического жанра, но все это будет лишь гарниром.

Главное блюдо — на столе. Эксперимент в российском кино и ТВ прошел удачно (правда, потрачено на это сил и денег было немало), и можно идти дальше.

Что пошло на пользу «Гоголю»? Сильный актерский состав. Для Александра Петрова — исполнителя главной роли — это, несомненно, одна из лучших работ, хотя бы потому, что эта роль кардинально отличается от его остальных. Из амплуа рубахи-парня с широченной улыбкой вырваться в образ страдающего писателя-гения не так уж и легко. Приятно удивил и Олег Меньшиков — впервые за последнее время в роли Якова Гуро он напомнил самого себя в «Покровских воротах»: та же раскованность, остроумие, легкость, но теперь уже в исполнении человека зрелого и опытного. Создается впечатление, что он, играючи, мысленно насвистывает песенку «Я — гениальный сыщик», и озорство в его глазах — невероятно привлекательно. Евгений Стычкин в роли градоначальника смел, стремителен и элегантен, и ему очень точно удается передать, как далеко заходят в своих заблуждениях власть имущие, если хотят настоять на чем-то, в чем уверены только они одни. Женщины… Все они тут ведьмы, так или иначе связанные с нечистой силой. Возможно, авторы хотели передать, что вся мистика порождается женскими страданиями и их же коварством.

Кстати, об авторах… Это вторая составляющая успеха «Гоголя». Сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов фантазию свою не ограничивали — похоже, у писателя же и научились. Линии героев в картине самые непредсказуемые, что важно для любого детектива, даже если он мистический. Эта воля вольная в сюжетных виражах, видимо, дала толчок и режиссерской работе. Егор Баранов, благодаря Гоголю, продемонстрировал все свои возможности и перешел на новый уровень режиссера блокбастеров (хотя его «Фарца» показывала на ТВ также неплохие рейтинги). Но в следующий проект — сериал в жанре фэнтези «Аванпост» — Баранов влетает уже, можно сказать, с трамплина.

И, наконец, спецэффекты. Их много, не все стоит хвалить. Именно в них заимствования из зарубежного сериального контента более всего очевидны. Но какой благодатный материал! Создатели спецэффектов старались, пусть не всегда у них это выходило оригинально.

Про фильм «Гоголь. Страшная месть» можно сказать только хорошее. Конечно, он скорее оставит неравнодушной женскую аудиторию, чем мужскую — на это и рассчитан. К сожалению, общий уровень удавшегося в целом эксперимента в трех частях весьма принижает концовка. В ней, увы, создатели скатились в привычный для аудитории телеканалов юмор Comedy Club и российских картин, рассчитанных на быстрый коммерческий успех. При всем уважении к таланту актера Павла Деревянко (он появляется в весьма неожиданном, но многозначительном амплуа), который, кажется, может сыграть любые роли — от поручика Ржевского до Пушкина — концовка опускает сериал «Гоголь. Страшная месть» на более заурядную ступень. На ту, что уже, к счастью, перешагнули, которая осталась позади. Впрочем, зрителей, которые любят бездумно посмеяться, такой финал порадует. К тому же, в титрах звучит новая, специально написанная для сериала, песня Сергея Шнурова, а это значит, что сборы будут еще выше. Тех же, кто следит за развитием жанра сериалов в России, финал может огорчить. Юмор в хорроре и мистике — вещь тонкая, тут нужно знать меру. Стоило бы внимательнее вчитаться в Гоголя.

Между тем
«Гоголь» — один из главных отечественных кассовых хитов последних лет. Два первых фильма франшизы в кинотеатрах России и СНГ посмотрели порядка 4 миллионов зрителей. «Гоголь» собрал в кинотеатрах около 1 миллиарда рублей и установил несколько кассовых рекордов. На VI церемонии вручения премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ) «Гоголь» был удостоен специального приза за вклад в развитие индустрии телевизионного кино с формулировкой «За успешный кинопрокат телесериала».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.