В Театре Терезы Дуровой все готово к постановке неоконченного романа Александра Пушкина «Дубровский». Сложного, страстного, стремительного, кинематографичного, где буквально в нескольких строках — целая картина. Как говорит режиссер Ирина Пахомова, ставившая у Дуровой «На бойком месте» Островского, для нее этот спектакль стал вызовом. «То, что Пушкин с его лаконизмом умещает буквально в 3-4 строки, требует напряжения всех сил и возможностей театра, — рассказывает о замысле режиссер. — Это большой вызов для нас — но мы его приняли. И нашли способ визуализации, который делает язык произведения современным. В то же время мы старались придать пушкинской прозе звучание поэзии».
Пушкин в «Дубровском» не дает подробного описания внешности своих героев. Так что почти с нуля костюмы создает художник Вера Новичкова. Декорации — обстановку богатых усадеб, псарню на 500 собак, заснеженные зимние поля — создает лауреат Госпремии Мария Рыбасова.
Вообще за «Дубровского» в театрах берутся редко. В далеком 1997 году в Театре им. Пушкина был поставлен одноименный спектакль. А в Театре Геннадия Чихачева в 2022 году роман Пушкина стал мюзиклом.
В Театре Терезы Дуровой подчеркивают, что у них «Дубровский» не будет мюзиклом: авантюрный разбойничий сюжет превратится в музыкальную драму в сопровождении живого оркестра. Конфликт между бедным дворянином Дубровским и самодуром-богачом Троекуровым (в основе романа — реальная история, рассказанная Пушкину) будет таким же напряженным, как в первоисточнике. Ведь роман вобрал в себя все многообразие жизни: вражда, ненависть, дружба, любовь, прощение, жертвенность, социальная несправедливость, конфликт отцов и детей.
Сложна не только сценическая история романа, но и его литературная судьба. «Дубровский» не был закончен и не был опубликован при жизни автора. Не было у него и названия — издатели дали рукописи название по имени главного героя. Лишь в одном из писем роман упоминается под названием «Островский» — так в первоначальном замысле звали Дубровского.
Почему Пушкин добровольно отказался от продолжения романа, до конца не ясно. Но литературоведы считают, что ему не нравилась излишняя мелодраматичность сюжета, напоминавшая популярные авантюрные романы о благородных разбойниках западноевропейских авторов.
В Театре Терезы Дуровой уверены, что классику надо ставить нескучно. «Дубровский» — квинтэссенция того, что нам нужно для диалога со зрителями, — говорит художественный руководитель театра Тереза Дурова. — В этом романе очень мощный чувственный ряд, его события крайне эмоциональны. Предательство, убийство, пожар, любовь — испытания, проходя через которые герой начинает лучше понимать природу себя и своих поступков».
Комментарии