Применение вирусов в лечении злокачественных новообразований рассматривается как одна из перспективных терапевтических стратегий. К настоящему времени разработаны и зарегистрированы за рубежом лекарственные средства на основе так называемых онколитических вирусов.
Однако проведенные клинические исследования показали весьма скромную эффективность вирусных препаратов. Основной проблемой является целенаправленная доставка вируса в опухоль, поэтому в настоящее время используют локальные введения вирусов в опухолевые узлы, что ограничивает эффективность лечения онкологического заболевания.
Пандемия COVID-19 породила множество противоречивых суждений, основанных, как правило, на единичных клинических случаях, о влиянии коронавирусной инфекции как на стимуляцию, так и на торможение опухолевого роста. Применение инфекционных, в том числе и вирусных, агентов для лечения онкологических больных имеет давнюю историю. Еще в 1896 г. был опубликован случай развития временной ремиссии после гриппозной инфекции у больного острым лейкозом. Однако эти стратегии не продемонстрировали значимого клинического результата. Весьма вероятно, что у больных COVID-19 на фоне «цитокинового шторма», являющегося одним из проявлений системной активации иммунитета, возможны некие противоопухолевые эффекты. Они могут быть связаны не только с активацией противоопухолевого звена иммунитета, но и возникать вследствие того, что опухолевый узел попадает в зону поражения нормальной ткани, например легких, и также подвергается деструкции.
Вместе с тем не следует забывать, что «шторм» сменяется «штилем», который не менее опасен. Организм в ответ на инфекцию реализует все свои защитные силы, высвобождая накопленные запасы биологически активных веществ, в том числе и цитокинов — регуляторов функции иммунитета, после чего требуется время для восстановления утраченного. На этом фоне наблюдается иммуносупрессия, вплоть до развития иммунопаралича, когда организм уже не в состоянии восстановить работу иммунной системы. Это подтверждается тем, что тяжесть коронавирусной инфекции четко сочетается со степенью уменьшения в крови больных лимфоцитов — основных участников противоопухолевого иммунитета. На этом фоне угнетения противоопухолевого иммунитета у злокачественно трансформированных клеток появляется шанс прорвать ослабленные защитные барьеры и пуститься в рост. Поэтому коронавирусную инфекцию вряд ли можно рассматривать с точки зрения противоопухолевой терапии, скорее наоборот, вызываемая вирусом системная воспалительная реакция и последующее угнетение иммунитета могут способствовать опухолевой прогрессии.
Комментарии