Вот невезуха… Последний день командировки, два часа свободного времени, а Национальный музей Северной Осетии, где давно собирался побывать, встречает меня закрытой дверью. Короткая запись предупреждала: открытие состоится 9 сентября. Помялся у входа, ломая голову: чем заняться? И собрался было уходить, но тут, ура, замечаю выходящего из здания Батраза Цогоева, директора музея, с которым познакомился накануне на одном из мероприятий.
Новые технологии позволят привлечь внимание к культурному наследию новую, пока еще не лояльную аудиторию, например, подрастающее поколение, которое смотрит на мир через гаджеты. Фото: Владимир Смирнов/ТАССНовые технологии позволят привлечь внимание к культурному наследию новую, пока еще не лояльную аудиторию, например, подрастающее поколение, которое смотрит на мир через гаджеты. Фото: Владимир Смирнов/ТАССНовые технологии позволят привлечь внимание к культурному наследию новую, пока еще не лояльную аудиторию, например, подрастающее поколение, которое смотрит на мир через гаджеты. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
— Здравствуйте, Батраз Таймуразович, — бросаюсь к нему и объясняю ситуацию. Он смотрит на часы: «Что ж, время позволяет, попробуем в порядке исключения решить вашу проблему». И широким жестом руки приглашает пройти в музей.
— Здание музея, — рассказывает Батраз Цогоев, — расположено в бывшей табачной фабрике Вахтангова, отца известного театрального режиссера и актера. Этот корпус — сам по себе уже исторический экспонат. Но сейчас после проведенной реконструкции одна из главных особенностей музея, считаю, — уникальное мультимедийное оборудование, установленное здесь.
Заходим в один из первых экспозиционных залов. Помимо различных исторических артефактов здесь установлен большой тач-стол. Они, кстати, есть почти в каждом большом помещении.
— Фактически это огромный планшет, на котором можно не только прочитать информацию о том или ином историческом периоде, но и посмотреть фильмы или 3D-инсталляции, — рассказывает Батраз Цогоев.
И листая пальцем страницы, как в обычном планшете, находит 3D-реконструкцию древней крепости.
— Вот сейчас мы с вами побродим по ее улицам, окунемся в мир давно минувших столетий и увидим его своими глазами, — говорит он. И уточняет: — Все реконструкции сделаны с исторической достоверностью.
— А можно увидеть осетинский дом Средневековья?
— Пожалуйста, — отвечает Батраз Таймуразович. Несколько движений пальцем — и открывает на тач-столе «гостевой зал» осетинского дома раннего Средневековья. Причем с помощью 3D-реконструкции можно рассмотреть всю детали жилища в мельчайших подробностях.
— К сожалению, самих таких 3D-реконструкций пока еще мало, — замечает Батраз Цогоев.- Нам предстоит их создавать. Это большая работа. Но возможности здесь безграничны. Ведь память тач-столов исчисляется терабайтами.
Переходим в другой зал. «Теперь достаем смартфон, — предлагает он, — если у вас заранее загружено приложение «Артефакт», то вы можете самостоятельно знакомиться с экспонатами»…
Это еще одно новшество, которое используется в залах Нацмузея. Достаточно навести свой мобильник с установленным приложением на QR-код рядом с объектом, и на экране телефона или любого другого гаджета появляется объемная информация о музейном предмете, фото и видеоролики. Такая своеобразная «дополненная реальность». «Использование этой технологии позволяет сделать осмотр экспозиции еще более увлекательным и познавательным», — констатирует директор музея.
Ну и конечно, в каждом зале музея установлены огромные мультимедийные экраны, на которых транслируются 3D-реконструкции, редкие фотоснимки, документальные фильмы и другие познавательные материалы.
Заметив мой удивленный вид — откуда, мол, такое роскошество, Батраз Цогоев пояснил, что уникальное мультимедийное оборудование — своего рода подарок федеральной программы «Цифровая культура» национального проекта «Культура». «И мы тут не исключение, — отметил он. — Подобной технологией оснащен Дом-музей Плиева. А до конца года она заработает в Мемориальном доме-музее Хетагурова».
Цифровизация услуг культуры не заменит, допустим, настоящий поход в музей. Но она позволяет расширить доступ к культурному наследию. Жители даже самых удаленных городов смогут ознакомиться с произведениями искусства не только страны, но и мира
А в Московской области оценили новые технологии посетители сразу нескольких музеев и усадебных комплексов.
От обычных концертных залов виртуальный отличается наличием большого мультимедийного экрана, на который можно транслировать любые выступления любых коллективов, причем без потери качества звука. К примеру, в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» обновить сцену симфонией N5 Бетховена выпала честь Государственному академическому симфоническому оркестру России им. Е. Светланова.
Технические возможности зала позволяют проводить как живые концерты, так и программы в записи — можно транслировать звездные выступления хоть Метрополитен-оперы, хоть Венского филармонического оркестра Иоганна Штрауса. В этом и смысл виртуальных залов — дать возможность как можно большему числу зрителей в самых отдаленных регионах и городах страны насладиться мастерством признанных виртуозов.
Еще один вестник «Цифровой культуры» — мультимедийные гиды в музеях. Их в Подмосковье уже четыре. Первый появился в Историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина в Больших Вяземах», затем ими обзавелись «Новый Иерусалим», Серпуховский историко-художественный и Музей-заповедник П.И. Чайковского. Готовится к его получению и Зарайский кремль — единственный сохранившийся полностью кремль Подмосковья.
Мультимедийный гид — это созданные с применением технологий дополненной реальности цифровые «экскурсоводы», которые могут работать как на стационарных мониторах музеев, так и в мобильных приложениях посетителей. По музею в Больших Вяземах, к примеру, теперь можно прогуляться в компании друзей и современников Пушкина, которые с экранов расскажут и обо всех обитателях усадьбы, и об истории появления в ней тех или иных артефактов. А в «Новом Иерусалиме» гид, загруженный в телефон, распознает экспонаты постоянной экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века», выводя всю информацию о них на экраны мобильных устройств. По словам министра культуры Московской области Елены Харламовой, за последнее время музеи Подмосковья совершили цифровой скачок длиной в несколько лет.
— За весь прошлый год в 70 муниципальных и государственных музеях Подмосковья побывали более 4,2 миллиона человек, — говорит она. — А сейчас мы уже насчитали 4,6 миллиона онлайн-посетителей.
Комментарии