В немецкой традиции исполнение оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» — это важный эпизод в праздновании Пасхи. Об этом последнем сочинении композитора говорят, что это не просто опера, это миссия, и что в конце жизни Вагнер хотел примирить между собой все грани своей духовности. «Парсифаль» звучит в эти дни в стенах Венской оперы. За дирижерским пультом Валерий Гергиев. Режиссер спектакля — латыш Алвис Херманис — выбрал для вагнеровского сочинения необычное место действия.
Католическая церковь в эти дни проживает Страстную седмицу и Пасху. В том числе и здесь, в знаменитой церкви в больнице на окраине Вены, построенной архитектором Отто Вагнером, идут страстные и Пасхальные богослужения. А в Венской опере идет опера Вагнера «Парсифаль».
Нынешнюю постановку «Парсифаля» два года назад осуществил в австрийской столице известный латвийский режиссер и сценограф Алвис Херманис. Он решил сыграть на двух одинаковых фамилиях — композитора Рихарда Вагнера и его однофамильца, виднейшего мастера модерна в архитектуре Отто Вагнера. Действие христианской мистерии перенесено в психиатрическую «Больницу Вагнера». Здесь врачи и пациенты представляют себя рыцарями Грааля, а декорации точно воспроизводят элементы больницы, вошедшей в учебники архитектуры.
Валерий Гергиев: «Нас очень многое связывает с оркестром Венской филармонии, мы работаем очень давно. У нас очень крупные проекты. Мы облетали далекие континенты: и Южную Америку, и Австралию, и Азию, и в России были два-три раза вместе, и по Европе гастролировали, и здесь часто выступаем. Но это действительно мой первый спектакль в Венской опере».
В партии Парсифаля — новозеландец Саймон О’Нилл. Рыцаря Грааля Гурнеманца (в этой постановке он врач) поет знаменитый немецкий бас Рене Папе, а язычницу Кундри — российская меццо-сопрано Елена Жидкова. Несколько лет назад она покорила Вену в опере Чилеа «Адриана Лекуврёр» и с тех пор стала частой гостьей Венской оперы.
Публика устроила артистам овацию стоя. Но за этим успехом стоит и большая репетиционная работа. «Все были в восторге от того, как Валерий Абисалович репетировал, как он работал с оркестром, что он ему говорил и что из этого получалось», — говорит певица Елена Жидкова.
Пасха для Гергиева началась в этом году на неделю раньше. Три спектакля «Парсифаль» в Вене, затем опера Римского-Корсакова «Млада» в зале «Зарядье» в Москве, а потом и Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева.
Комментарии