В прокат вышел фильм о самом известном судебном скандале Швеции

В прокат вышел фильм о самом известном судебном скандале Швеции

Шведский фильм «Идеальный пациент» на наши экраны явился очень своевременно — в разгар споров о возвращении смертной казни и сразу после петербургской кровавой резни пилой. Его герой — реальный шведский гражданин Стур Бергволл — признался в десятках зверских убийств с расчленением трупов, стал самым известным серийным киллером Швеции и два десятилетия содержался в заключении в психушке. Там его потчевали психотропными препаратами, он сознавался все в новых преступлениях и стал известен миру под кличкой Квик.
Кадры из фильма «Идеальный пациент»

«Идеальный пациент» — как бы «триллер навыворот»: идет расследование преступлений общепризнанных, подтвержденных судебными процессами, но не доказанными ничем, кроме признаний самого киллера. Расследование предприняли известный тележурналист Ханнес Ростам (его играет Йонас Карлссон) и его ассистентка Дженни Кюттим (Альба Аугуст), заподозрившие в признаниях Квика что-то неладное — чисто интуитивно, тоже без достаточных доказательств. Ханнесу удалось добиться встреч с загадочным киллером-психом, до той поры отказывавшимся от любых контактов с внешним миром. По материалам этих интервью он сделал документальный телефильм, появление которого имело эффект разорвавшейся бомбы: так возникло самое скандальное разоблачение методов судебной психиатрии за всю историю Скандинавии.

Фильм снял режиссер Микаэль Хофстрём — швед, после успеха триллера «Зло» уехавший в Голливуд и там набивший руку на остросюжетных фильмах «Обряд» с Энтони Хопкинсом, «План побега» со Сильвестром Сталлоне, «Шанхай» и «1408» с Джоном Кьюсаком. Своего «Пациента» он аранжирует под кинодокумент, хронику журналистского расследования, серию интервью с заключенным, с врачами, накачивавшими его психотропными снадобьями, со светилами-психиатрами, которые на нем подтверждали свои теории о детских психологических травмах, впоследствии сублимируемых в криминальном поведении повзрослевшего субъекта. По стилю картина — столь же триллер, сколько и психодрама, трактующая, в частности, гипотезы о «второй личности», бытующей в организме одного человека — здесь фильм напомнит киноопусы об экзорцизме.

Жизнь, которая считается лучшим драматургом, на этот раз допустила явный перебор с мелодраматическими, даже душераздирающими обстоятельствами, столкнув в больничной палате, она же тюремная камера, двух смертельно больных людей: Стур признан душевнобольным и обречен на пожизненное заключение, у журналиста Ханнеса недавно диагностировали рак, и он умрет, не дождавшись выхода в свет своей сенсационной книги о казусе Квика. А так как вся эта скандальная история получила широкую огласку и в Европе известна любому потенциальному зрителю, спойлеры тут невозможны по определению — остается следить за тем, КАК все это было. Примерно как в классическом фильме «Нюрнбергский процесс».

Первые встречи Ханнеса с засевшим в тюремно-больничной палате монстром напомнят накаленный момент вхождения Кларисы Старлинг в логово д-ра Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят» (может, как раз недавняя работа с Энтони Хопкинсом и натолкнула режиссера на мысль обратиться к делу Квика). Лектером окажется вполне благовидный гражданин, педантичный, встающий ровно в 5.24, проделывающий утренний моцион по «восьмерке» тюремного двора, а затем посвящающий день разгадыванию кроссвордов (актер Давид Денсик, знакомый по роли Михаила Горбачева в сериале «Чернобыль»). И вскоре между двумя людьми образуется странная духовная связь, они теперь словно родственники: один пришел спасти другого, зная, что сам обречен на смерть. Будут свои душераздирающие подробности и в отношениях между Ханнесом и его помощницей Дженни, и, разумеется, в его семейных отношениях, в патетическом прощании с женой и любимой дочкой. И здесь надо отметить скупую, но исчерпывающе выразительную игру всех без исключения актеров — картина ансамблевая в лучшем понимании этого слова: так бывает в кругу единомышленников, не просто выполняющих свою работу, но вносящим свой вклад в восстановление истины и справедливости.

Режиссер педантично реанимирует подробности следственных действий с их экспериментами, восстанавливающими детали преступления. Он особенно внимателен к психологическим подробностям поведения самого киллера, к «языку тела» следователей и «подопытного ягненка»; вспышками даны жестокие подробности реальных убийств, совершенных в разных странах Скандинавии и повешенных на подсудимого. Внимательный взгляд обнаружит в следственных действиях массу нестыковок, но в целостную картину они сложатся далеко не сразу, сначала предложив зрителям множество неразрешимых загадок. Эти загадки и составят подобие саспенса в этом странном меланхолическом триллере, где запредельная жуть — всего лишь обыденность для современного, ко всему привычного сознания. Дополнительную пищу для размышлений фильм даст российским зрителям, активно спорящим о возможности возвращении смертной казни: если бы она практиковалась в Швеции, оговоривший себя псих Квик давно бы продолжал свои серийные фантазии на том свете, но он жив и поныне.

Фильм лучше смотреть с оригинальной фонограммой и субтитрами: дубляж сделан формально, наспех, и практически разрушает весьма изощренную звуковую атмосферу картины.

Метки записи:  , ,

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.