Как стать классиком на «Кинотавре»

Как стать классиком на «Кинотавре»

Андрей Хржановский, получивший первый приз 31-го «Кинотавра» «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино», поделился опытом, как он к этой награде шел. А президент фестиваля Александр Роднянский, поздравляя почетного лауреата, напомнил историю создания его фильма «Нос, или Заговор «не таких», ставшим открытием и главным на сегодняшний день художественным событием фестиваля.
Андрей Хржановский получил первый приз «Кинотавра» за выдающийся вклад в кинематограф.

— Помимо радости, волнения и глубочайшей благодарности я не скрою и своего удивления. Потому что родители вкладывали, учителя вкладывали. Александр Сергеевич с Николаем Васильевичем вкладывали, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке — все в меня вкладывали, а приз получил я? — растрогался Андрей Хржановский. — Момент не только радостный, но и не очень веселый, ведь на моем веку был еще такой жанр: пенсионер персонального значения, — это люди, которые обычно видели Ленина. Такой приз ко многому обязывает, и я напряг свой белый ум, как одна девочка сказала про мою седую голову, и придумал новый фильм. Надеюсь, его удастся сделать… На «Кинотавре» я вижу очень много молодых людей, хочу поделиться рецептом той дорожки, которой я шел к этому призу. Дважды я был изгоняем из ВГИКА — один раз в статусе успешного студента, и второй раз в статусе успешного преподавателя и заведующего кафедрой. Это первая цифра два. Потом я сделал фильм, который шел всего двадцать минут, но двадцать лет лежал на полке. А еще я два года доблестно прослужил в войсках морской пехоты, что тоже сводится к этой арифметике. Потом я с замыслом не совсем того самого «Носа…», но в преддверии этого фильма проходил питчинг на «Кинотавре», но доброжелательные и действительно умные люди сказали: «Но кто это будет смотреть, и вообще можно ли на это заработать?..»

Путин: «Кинотавр» определяет основные тенденции развития кинематографа в РФ
Я надеюсь, что следующий питчинг, к которому я иду, будет как-то более благосклонно воспринимать мою новую работу. Но что сегодня меня бесконечно волнует: слово «искусство», «творчество» оно не просто снивелировано — оно исчезло, слетело с уст людей, которые администрируют то, что у нас происходит в искусстве и, в частности, в кинематографе. Появились выражения вроде «студия — это бизнес», или просто вешают себе на грудь: «кино — это индустрия»… Ну, конечно, индустрия. Но только индустрия — это одна из составных частей кинематографа, которая призвана обеспечивать все-таки творческую основополагающую часть…

Вадим Абдрашитов одним из первых поздравил Андрея Хржановского с почетным призом «Кинотавра». Фото: Пресс-служба ОРКФ «Кинотавр»
Прямая речь
Александр Роднянский, президент «Кинотавра»:

— Фильм «Нос, или Заговор «не таких» успел обрасти легендами задолго до того, как он появился. Еще с тех пор, как молодой режиссер, автор скандально известных мультфильмов «Жил-был Козявин» о беспримерно энергичном чиновнике, или аллегории на судьбы искусства «Стеклянная гармоника» — мультфильме, закрытом цензурой (поскольку он неудачно совпал с вводом советских войск в Чехословакию, ставшим естественным завершением оттепельной эпохи)… Так вот именно тогда молодой режиссер Андрей Хржановский написал Дмитрию Шостаковичу письмо о своем желании поставить анимационный фильм по первой опере великого композитора «Нос». И — о чудо! — Дмитрий Шостакович ответил согласием. В те времена одним из авторов сценария согласился стать великий Николай Эрдман, который, увы, скончался в 1970 году… Говоря о картине, обязательно надо сказать, как очень кропотливо и долго писался сценарий вместе с Юрием Арабовым, с тем самым автором, с кем был сделан выдающийся фильм об Иосифе Бродском «Полторы комнаты». И как в фильме «Нос…» оказались совмещены и история страны с ее репрессивной механикой, и жизнь семьи. Отец Андрея Юрьевича Хржановского — художник Юрий Хржановский, ученик Филонова, бывавший в мастерских Малевича, Матюшина, Петрова-Водкина, появляется в этом фильме рядом с Гоголем, с Мейерхольдом, с Эйзенштейном и, конечно, с самим майором Ковалевым. Фильм «Нос…», как и все фильмы Андрея Хржановского, очень личный. И во времена возврата к традиционному, я бы даже сказал консервативному искусству, Андрей Юрьевич Хржановский — ученик Льва Кулешова, выросший в доме наследников русского авангарда, этой личной картиной возвращает нас к великим художникам русской культуры. К Шостаковичу, к Мейерхольду, к Эйзенштейну, к Филонову. И оказывается, что они никуда не ушли — они будут жить с нами всегда, сколько живет человечество и русская культура…

Формулировка приза не столь важна, это приз за выдающийся вклад в кинематограф — Андрею Юрьевичу Хржановскому. Это самое важное событие, и та минута, которая освящает работу всего фестиваля. Потому что это главная награда фестиваля, который посвящен отечественному кино и который уважает традиции поколения. Всех тех классиков нашего кино, на чьих плечах сегодняшние кинематографисты начинают или продолжают свою работу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.